Программа фундаментальных исследований президиума РАН «Экономика и социология науки и образования» (далее по тексту Программа), выполнявшаяся в 2012-2014 годах, является логическим продолжением аналогичной программы «Экономика и социология знания»,  в рамках которой были сделаны определенные наработки в области исследования основных институтов производства и распространения знания в обществе – науки и образования. Подтвердивший свою продуктивность междисциплинарный подход в настоящей Программе был использован для специализированного изучения этих институтов.

 Необходимость специального изучения институтов науки и образования обусловлена тем, что в современных обществах эти институты претерпевают значительные трансформации. Так, изменяется социальная функция науки. Происходит переход от академической к более социально интегрированной науке. Наука в таком понимании должна быть направлена не только на предоставление обществу отвлеченных знаний, но также на решение насущных социальных проблем. Фактически речь идет о включении науки в систему управления обществом.

Трансформируются также организационные формы науки. В частности, претерпевает изменения традиционный путь практического воплощения научных знаний и основывающихся на них технологий, заключающийся в том, что сначала создается технология, и уже после этого для нее ищутся рынки сбыта. В современных условиях происходит рутинизация процесса технологических инноваций, когда новые технологии занимают заранее определенные «ячейки». В этой ситуации получение новых знаний и создание новых технологий институционализируются, то есть внедрение осуществляется как бы автоматически при условии, что созданы специальные учреждения, выполняющие технологический заказ. Одним из выражений этого процесса является становление нового типа взаимоотношений науки и технологии, который получил название   «технонауки».

Термин «технонаука» был изобретен французским философом Гастоном Башляром в 1950-е годы для обозначения нового этапа развития науки в рамках разработанной им теории «эпистемологических разрывов», которая стала предшественницей теории научных революций Томаса Куна.  Однако широкое распространение этот термин получил лишь в начале 2000-х годов в связи переосмыслением взаимосвязи между фундаментальной наукой и технологией. Этот термин используется в рамках междисциплинарного подхода исследований науки и технологии (STS), ставящего  своей целью изучение функционирования науки и технологии в рамках широкого общественного контекста. С этой точки зрения, научное и технологическое знание являются социально кодированными и исторически ситуативными; при этом они поддерживаются и приводятся в действие не только людьми, но также сетями нечеловеческих акторов.

Как стало совершенно очевидно в последние десятилетия, ускоренное развитие науки и технологии отнюдь не гарантирует автоматически их благоприятных результатов для общества. До сих пор в международной практике не существует системы адекватного социального контроля над производством научно-технологических инноваций и соответствующей научной политики. В качестве наиболее очевидных последствий неконтролируемого развития науки и технологии обычно указываются: разрушение окружающей среды, растрачивание ценных человеческих и материальных ресурсов на разработку и производство социально малозначимых продуктов,  угроза создания продуктов, угрожающих жизни и здоровью людей, а также технологий, нарушающих тайну частной жизни. В среде самих ученых ширится понимание того, что познавательный потенциал науки теперь должен быть направлен на нее саму, результатом чего должно стать формирование механизмов социального контроля научной и технологической деятельности.

Учитывая вышесказанное, закономерен интерес, проявляемый в развитых странах к управлению наукой, которое понимается шире, чем просто воздействие на нее со стороны органов государственной власти, поскольку  наряду с правительствами в управлении наукой предполагается участие общества в лице различных социальных групп. Проведенные в рамках Программы исследования были посвящены изучению отличий технонауки от традиционной науки и выявлению ее социальных импликаций, а также анализу концепций глобального управления наукой.

Что касается образования, то в современных условиях оно становится не только важнейшим общественным ресурсом, определяющим уровень развития той или иной страны, но также и важнейшим индивидуальным ресурсом, определяющим социальный статус индивида, уровень его дохода и возможности карьерного роста. Изменения экономической и социальной сфер общества в условиях роста значимости знания неизбежно ведут к трансформации института высшего образования. Эта трансформация стала следствием целого ряда факторов, среди которых можно отметить: рост спроса на высшее образование и расширение доступа к нему, усиление конкуренции вузов за фонды и рынки в условиях сокращения государственного финансирования, внедрение цифровых технологий, рост глобальной мобильности студентов, расширение связей вузов с промышленностью.

         Результатом стало появление в западных странах новых концепций высшего образования, лучше отражающих современные реалии. Так, согласно концепции «академического капитализма», университеты, хотя и сохраняют государственное финансирование, все в большей степени должны конкурировать друг с другом за внешние фонды. Маркетизация высшего образования требует от университетов принятия коммерческих моделей обучения, финансирования, отчетности и управления ради сохранения государственной поддержки и выживания в условиях жесткой конкуренции.

         Вместе с тем концепция академического капитализма вызывает серьезные возражения многих преподавателей и студентов, которые полагают, что она противоречит базовым ценностям высшего образования. Отмечается, в частности, что превращение студента в простого потребителя производимого преподавателями знания снижает потенциал обучения в качестве коллаборативного процесса. Под влиянием маркетизации происходит также снижение требований, ведущее к снижению качества получаемого образования. Происходит также снижение стандартов, применяемых аккредитирующими организациями для оценки учебных материалов и программ. Беспокойство преподавателей вызывает сведение их функции к роли авторов учебных курсов и компьютерных программ, что позволяет администрации университетов легко заменить их работниками по контракту. Наконец, маркетизация высшего образования, по мнению ее противников, несет с собой угрозу идентичности и автономии университетов, превращая их в средства достижения целей, определяемых рынком и правительствами.

         Важнейшим фактором трансформации высшего образования является внедрение современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и переход к так называемому «электронному обучению». Эта форма обучения начала активно развиваться с 1990-х годов и в настоящее время составляет в развитых странах Запада конкуренцию традиционному университетскому образованию. Одним из главных факторов, обусловивших бурное развитие электронного обучения, стало принятие все большим числом людей императива непрерывного образования, позволяющего индивиду на протяжении всей жизни оставаться активным игроком в экономике знания.

Использование современных ИКТ позволяет распространить возможности как формального, так и неформального образования на ранее лишенные этих возможностей группы населения: проживающих в отдаленных районах, этнические меньшинства, инвалидов, престарелых и малоимущих.

Происходящие в системе высшего образования трансформации, прежде всего рост его доступности, серьезно затрагивают структуру рынка труда. В настоящее время от выпускников требуется активное управление собственной занятостью. Существенного пересмотра требуют также существующие взаимоотношения между университетами, государством и экономикой.

В рамках Программы проводились исследования, направленные на выявление факторов происходящих изменений в функционировании государственных университетов и определение основных моделей организации их деятельности в новых условиях. Были также проанализированы последствия использования в учебном процессе современных ИКТ и проблемы, связанные с изменением взаимоотношений между рынком труда и высшим образованием и соответствующей трансформацией структуры возможностей занятости для выпускников вузов. Широкомасштабное эмпирическое исследование было направлено на получение среза представлений университетского сообщества России о процессе реформирования системы высшего образования, меняющем в целом образовательную среду.

В условиях общества знания существенно повышаются требования к эффективности науки и образования. Задача повышения эффективности научной и образовательной деятельности не может быть решена без системы индикаторов, позволяющих судить о текущем состоянии и происходящих в этой сфере изменениях. Вместе с тем, существующие в настоящее время в отечественной и международной практике системы измерения научной и образовательной деятельности нуждаются в значительных изменениях и дополнениях. По-настоящему всеобъемлющая система индикаторов должна оценивать не только затраты на науку и образование и их экономический эффект, но также и создаваемые ими социальные последствия. Проведенные в рамках Программы исследования были направлены на критический анализ существующих систем измерения эффективности науки и образования и выработку новых подходов, позволяющих учитывать, помимо их экономической, также социальную эффективность.

Региональный аспект развития систем науки и образования в России был представлен в Программе направлением исследований, целью которых являлась выработка новых форм институциональной организации и инвестиционной политики для развития науки и образования в Сибири.

В современных условиях возрастающую роль в экономическом развитии играет человеческий капитал, формируемый системами науки и образования. Задача измерения и оценки влияния человеческого капитала на экономические показатели является в настоящее время приоритетной как для отдельных предприятий, так и при стратегическом моделировании экономической динамики стран и регионов мира. В рамках реализации Программы усилия были направлены на построение эконометрических моделей оценки человеческого капитала сотрудников некоммерческой (в частности, научной или образовательной) организации, а также на создание математических моделей экономического роста с учетом человеческого капитала.

Результаты проведенной в рамках Программы работы отражены в монографиях и публикациях.  Был также подготовлен ряд документов информационного характера для директивных органов. Публикуемые отчеты о реализации Программы ежегодно направлялись в Президиум РАН.